Поведение мерчандайзера в торговой точке

Посещая торговую точку, мерчандайзер действует по стандартной, отработанной схеме, разберем основные пункты.

  • При посещении торговой точки мерчандайзер сначала приветствует ее сотрудников, представляется управляющему или администрации, затем объясняет цель своего визита и согласовывает возможность осуществления работы.
  • Затем он приступает к осмотру зала и мест расположения товаров производителя, интересы которого он представляет.
  • Анализирует ситуацию, определяя недочеты и варианты для улучшений.
  • В случае непрезентабельного внешнего вида торгового оборудования и изделий по возможности устраняет недостатки: протирает полки, холодильники, запачкавшийся товар, убирает изделия с поврежденной упаковкой или непрезентабельным внешним видом.
  • Контролирует использование фирменного торгового оборудования по назначению, например, увидев на своем стеллаже иную продукцию, он должен исправить данную ситуацию незамедлительно.
  • Затем, если есть такая возможность, старается расположить товар на более выигрышных позициях («золотых полках», в середине полки, ближе к сильным конкурентам и товарам аналогичной группы и сопутствующей ценовой категории), осуществляет перестановку.
  • Проверяет сроки годности продукции.
  • Производит расстановку согласно планограмме и правилам выкладки.
  • Проверяет соответствие ценников наименованиям товара, в случае отсутствия ценника направляется в операторскую и изготавливает его.
  • Посещает склад и проверяет количество остатков, наличие не представленной в зале продукции, добавляет товар, если на полочном пространстве есть свободное место.
  • Размещает необходимые рекламные материалы либо по заранее определенной схеме, либо принимая решение самостоятельно с учетом особенностей торговой точки, где могут быть установлены свои правила размещения.
  • Следит за состоянием рекламоносителей.
  • Консультирует продавцов по основам мерчандайзинга и правилам выкладки товаров.
  • Заполняет лист посещения и необходимую отчетность.
  • Прощается и направляется в следующее место продаж.

Данная схема наиболее распространена, но может быть дополнена рядом других действий. Мерчандайзер в своей работе, конечно, не следует подобной инструкции, он действует «автоматически».

Во время работы он обязан быть вежливым, коммуникабельным, соблюдать этику делового общения, не забывая о том, что может нанести ущерб имиджу компании производителя.

Также мерчандайзер должен предпринять все возможные меры по установлению и поддержанию рабочих стабильных отношений со всей командой торговой точки, особенно с теми сотрудниками, с которыми постоянно контактирует во время работы.

Также мерчандайзер работает в сфере профилактики конфликтных ситуаций. В случае возникновения проблем в процессе работы (например, отсутствует место на полке или товар переставлен с лидирующих мест на проигрывающие) мерчандайзер должен обязательно разрешить вопрос на месте, как уже говорилось ранее, ему ни в коем случае не следует оставаться равнодушным к произошедшему.

При необходимости он может обратиться к администрации и постараться совместно урегулировать спорные вопросы.

Товар ненадлежащего внешнего вида не обязательно является следствием некачественной работы холодильника, назойливого ощупывания покупателем или просто падения — это может быть делом рук конкурентов.

Так называемые «черные мерчандайзеры», как и «черные риелторы», сразу ассоциируются с нечистотой намерений, злым умыслом и т.д.

Такие мерчандайзеры не упустят момента, например, надорвать пачку и рассыпать пельмени или другие товары, например сухарики и т.д., передвинуть тележку с товаром в невыигрышную зону, устроить беспорядок на полке, значительно нарушив выкладку и презентацию товара в целом, они могут нанести ущерб рекламным материалам, а иногда даже вынести продукцию на склад, полностью убрав ее с глаз покупателей и т.д.

Уличить в этом очень сложно, если камеры в магазине не зафиксировали данный факт, то можно лишь «поймать за руку». Кроме обнаружения таких скрытых неприятностей, мерчандайзер может также попасть в реальную конфликтную ситуацию при непосредственной встрече с мерчандайзером-конкурентом.

После окончания трудового дня мерчандайзеру необходимо посетить офис компании или представительства и отчитаться. Количество подобных посещений у каждого различное (от одного-двух раз в неделю до ежедневного посещения).

Если представители компании отсутствуют в том или ином регионе, мерчандайзер все равно передает отчетность о проделанной работе, например, пересылая информацию по электронной почте или отправляя обычной почтой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)