Зарубежные модели воспитания

В странах Европы и в США имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Анализ позволяет объединить их в две большие группы. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технологической педагогикой.

Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщающее название гуманистическая школа. В общем воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма.

Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Бихевиоризм понимает воспитание как модификацию поведения, как выработку поведенческих реакций. Воспитывать – значит формировать поведенческие навыки, соответствующие ролевым ожиданиям.

Поэтому в моделях воспитания на этой основе разрабатываются четкие цели воспитания, учебные курсы, предназначенные для формирования определенных качеств учащихся, а также система внеурочной деятельности.

Несомненно, формирование навыков поведения необходимо, однако при таком подходе есть опасность получить функционера, потребителя массовой культуры, у которого не развита собственная внутренняя мотивация поведения.

Гуманистическая, либерально-демократическая педагогика критикует модификационный подход именно за игнорирование внутреннего мира, за манипулирование личностью и выдвигает другие идеи.

Интересно
Задача школы, согласно гуманистической концепции, — дать возможность свободного развития индивидуальности. Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, как открытие «Я», как процесс самоактуализации. Такой подход к воспитанию реализуется в процессе обучения и во внеурочных занятиях с применением ролевых игр, анализом ситуаций и других методов.

Ценность гуманистического подхода, конечно, во внимании к развитию способностей и своеобразия личности. Недостатком этой модели можно считать ослабление целенаправленного воздействия, возникает опасность формирования людей с приглушенным чувством ответственности, социальных связей.

Неслучайно, многие педагоги Запада, избегая крайностей технологизма и гуманизма, основывают воспитание на религиозной философии и морали.

Своеобразный подход к воспитанию представляет Вальдорфская школа, философской основой которой является духовная наука и антропософия Р. Штайнера.

Несмотря на внешние различия, можно заметить, что в отечественной педагогике коммунистическая модель воспитания сопоставима с авторитарными теориями Запада. А современной российской системе воспитания близки подходы гуманистической педагогики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)