Ценность как результат воспитательного процесса
Для педагогической науки общее понимание ценности и механизмов еѐ формирования имеет особо важное значение при решении воспитательных задач. Ценности возникают в процессе оценивания или как утверждал И.Кант «оценка показывает нам ценность».
Ценности являются неотъемлемой составляющей человеческой культуры, в ходе освоения которой происходит становление и развитие человека: «во всех явлениях культуры, – пишет Г. Риккерт, – мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, если они существовали раньше, взлелеяны человеком».Природные объекты сами по себе ценностью не обладают. Ценность объекта природы возникает в ходе его оценивания, когда выявляются свойства его полезности и значимости для человека и общества.
Овеществленные результаты деятельности людей представляют собой содержание материальной культуры, её материальные ценности. Ещё на стадии проектирования деятельности её будущие результаты получают предварительную оценку и рассматриваются как потенциально ценные.
Одним словом, то, что оценено как полезное и значимое для человека является его позитивной ценностью. В данном контексте ценность выступает в качестве результата оценивания, в функциональном свойстве, которое приписывается оцениваемому объекту.
Ценность как основание процесса оценки оказывает влияние на поведение человека, его выбор и принятие решений, тем самым, имеет важное значение для решения воспитательных задач. Воспитание происходит, если человек не просто узнал, как нужно вести себя в определенной ситуации.
В соответствии с ценностью человек делает выбор, приступая к той или иной деятельности. При этом сама ценность, выступающая основанием деятельности не является её описанием. Идеальное выражение действия, деятельности закрепляется в норме.Именно возникновение у человека ценностей, выступающих в качестве оснований процесса оценки самых разных объектов свидетельствует о процессе его воспитания. А уже эти ценности выступят критериями оценки и природных объектов, и вещественных результатов человеческой деятельности.
Ценность, выражая отношение значимости для человека рассматриваемого объекта, неразрывно связана с процессом оценивания, и проявляет себя:
- как функциональное свойство объекта, возникающее у него в ходе оценивания и, по обыкновению, приписываемое самому объекту;
- как основание процесса оценивания объекта, и при оценивании действий и поступков, влияет на поведение человека;
- как знание о ценности, по сути являющееся знанием о процессе оценивания.
Ценности добра и зла, пользы и вреда, наслаждения и страдания, добродели и порока, долга, свободы и другие определяют поведение человека. По мере того, как способы действий, в основе которых лежат освоенные ценности, в ходе многократного выполнения автоматизируются, они передаются на бессознательный уровень.
- Уровни создания редуцированных способов умственных действий
- Характеристика понятия глупости
- Проблема воспроизводства глупости
- Осмысление изменений в сфере образования
- Типичные ошибки исследования процесса образования
- Образование как культурное явление
- Проблема понимания сущности образования
- Организация осваиваемой педагогической деятельности
- Регламентация образовательного процесса в высшей школе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу