Сущность компетентностного подхода в системе дошкольного образования

Современное общество развивается динамично и стремительно. В связи с этим повышение качества образования является актуальной проблемой, решение которой заключается в модернизации его содержания, пересмотре цели и результата. Приоритетные направления воспитания в дошкольном образовании направлены на выявление индивидуальных способностей ребенка, особенностей его личности, физических и психических качеств, культивирования их и постепенную подготовку к субъект-субъектному развитию.

Становиться понятным, что требуют обновления различные подходы, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях. В соответствии с законом «Об образовании», дошкольное образовательное учреждение имеет право выбирать из перечня, предложенного Министерством образования РФ, наиболее подходящие образовательные программы, а также самостоятельно разрабатывать свои.

Существующие программы и педагогические технологии, предусматривающие различные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, позволяют корректировать физическое, психическое, эмоциональное и умственное формирование ребенка дошкольного возраста, к сожалению это недостаточно эффективно.

Сегодня метапредметная деятельность занимает в образовательной структуре существенное место и напрямую связана с системно-деятельностными основами его управления, интеграцией научно-практических знаний, их экстраполяцией на многие виды деятельности, рассмотрением системы физкультурного образования в лонгитудиальном временном периоде, где очень четко должны быть выверены глобальные законы организации физического воспитания, особенности ее реализации в структурных элементах целостной системы. Метапредметная деятельность широко реализуется в школьной практике.

Интересно
Сущность метапредметного обучения в содержании стандартов не раскрывается и остается малопонятной для большинства учителей, педагогов, организаторов. Вместе с тем, упоминание о метапредметных результатах освоения образовательных программ приводится в ФГОС основного общего образования, где указывается, что они должны отражать «… умение определять цели обучения и развития, …соотносить свои действия с планируемыми результатами, …определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, …осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, ….оценивать правильность выполнения учебных задач, …создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические рассуждения и делать выводы, …владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений… » и т.п.

Метапредметный подход предусматривает переход к целостному восприятию картины мира, выполняет функцию обобщения, интеграции. Метапредметный подход содействует уходу от существующей практики разделения знаний на предметы и обеспечивает постижение всей совокупности знаниевых закономерностей, помогает как бы «переоткрытию» уже познанного, осознанию и выделению истоков знаний. На основе метапредметности и с учетом различных способов деятельности в сознании индивида, создается целостная картина предопределяемых действий. Такого рода деятельность обучаемых организуется для научения их способам работы со знаниями и включает промысливание, а не запоминание, формирование и развитие базовых компетенций, интериоризацию знаний на разном учебном материале в отличие от рефлексивной деятельности.

Механизмом реализации образовательных стандартов нового поколения является компетентностный подход, который переориентирует образование, где в качестве итога рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность индивида действовать в различных жизненных ситуациях.

Компетентностный подход не является новым для российского образования, переход к нему был нормативно закреплен еще в 2001 году в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года».

Компетентностный подход позволяет преодолеть существующее противоречие между необходимостью обеспечить качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным способом за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Компетентность является новой единицей измерения образованности человека, при этом акцент делается на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Вместе с тем компетентностный подход, не отрицает необходимости формирования знаниевой базы и комплекса навыков и умений. Они продолжают являться основой образования. Однако в компетентностном подходе речь идет о достижении интегрированного результата – компетентности. При этом компетентность не изолирована от условий реализации, она связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческие отношения, обусловленные конкретной деятельностью.

Язык компетенций является сегодня наиболее адекватным для описания результатов образования. Понятия ключевых компетенций и компетентностей выступают здесь в качестве внешней нормы и внутреннего результата образовательной деятельности.

На сегодняшний день ученые и педагоги-практики неоднозначно относятся к внедрению компетентностного подхода в практику. Ведутся споры не только относительно места данного подхода в современной образовательной концепции, но и вокруг его понятийного аппарата, при этом мнения исследователей неоднозначны.

Анализ литературных источников показывает, что многие ученые при выявлении сущности компетентностного подхода, выделяют два понятия: «компетенция» и «компетентность». Общепринятой точки зрения относительно этих понятий не выявлено.

В «Словаре иностранных слов» термин «компетенция» – понимается как круг вопросов, в которых личность обладает познаниями и опытом, а компетентность – как обладание компетенции.

Компетенции как концептуальный подход актуальны в образовании именно потому, что стало очевидным, что знания, умения и навыки ученика имеют смысл только тогда, когда его деятельность позволяет ему создавать те результаты, которые ожидаются окружающими. При этом результатами не может считаться демонстрация знаний, умений и навыков. Нужен образовательный продукт.

Ключевые образовательные компетенции являются продуктом личностно-деятельностного подхода к образованию, поскольку относятся к личности ребенка, формируются и проверяются в процессе выполнения им комплекса определенных заданных действий. Компетентности включают результаты ребенка, выражающие «приращение» его знаний, умений, навыков, опыта личностного саморазвития, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений.

При раскрытии сути компетентностного подхода А.В. Хуторской опирается на понимание компетенции как отчуждённого, наперёд заданного социального требования (нормы) к образовательной подготовке ученика. В отличие от компетенций компетентность представляет собой: совокупность взаимосвязанных черт личности (ценностных ориентаций, мотивов, знаний, умений, навыков), обусловленных опытом его деятельности в
определённой социальной и личностно-значимой сфере.

Б.Д. Эльконин представляет компетентность как радикальное средство модернизации, а И.А. Зимняя трактует компетентность как актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях.

Компетентность относительно дошкольного образования, определяется как приобретаемые ребенком данного возраста компетенции и способность (готовность) ребенка решать какие-либо задачи, проблемы, в познании, общении в других специфических видах деятельности. Большинство авторов считают, что дошкольный возраст, является наиболее благоприятным для формирования ключевых компетенций.

Выпускник дошкольного образовательного учреждения за время нахождения в детском саду приобретает определенный объем знаний, умений и навыков, и должен научиться пользоваться ими. Становятся актуальным требования, предъявляемые к образовательной среде с учетом личностных характеристик ребенка, его так называемых «внутренних механизмов» и возрастных особенностей, оптимальных сроков развития. Понятие компетентности включает не только когнитивную и технологическую составляющие, но и этическую, мотивационную, социальную и поведенческую, а также результаты обучения, систему ценностных ориентаций. Компетентности формируются в процессе обучения не только в общеобразовательном учреждении, но и под воздействием семьи, близких людей и др.

Целью компетентностного подхода является создание условий, необходимых для формирования ключевых компетенций, проявления потенциальных возможностей, развития интересов и способностей детей в разных сферах человеческой деятельности.

Становление ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации педагогического процесса, что обеспечивает возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями. Ребёнок должен уметь ставить перед собой задачи и искать способы их решения.

Существуют разнообразные взгляды авторов на классификацию компетентностей, в том числе и компетентностей детей дошкольного возраста.

О.В. Дыбина выделяет:

  • технологическую (готовность к пониманию инструкции, описанию технологии, алгоритма деятельности, чёткое соблюдение технологии деятельности);
  • информационную (готовность принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности);
  • социально-коммуникативную (готовность получать в диалоге необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения на основе признания позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, способность соотносить свои стремления с интересами других людей, взаимодействовать с членами группы, решающими общую задачу) компетентность.

Для формирования компетентностей используют технологии и методы обучения, имеющие интегративный характер и обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка. К ним можно отнести: технологию метода
проектов – как направленность познавательной деятельности на запланиро- ванный результат посредством решения практических задач, которая позволяет формировать у детей все три компетентности; игровую технологию, основанную на построении и моделировании творческого процесса, создании микроклимата для развития ребенка в процессе решения поставленных в игре задач; технологию художественно-творческого развития, которая раскрывает все параметры технологической компетентности при решении творческих заданий.

Таким образом, в условиях модернизации дошкольного образования, приоритетной целью каждого возрастного периода при длительном, целенаправленном и последовательном воспитательном процессе становится развитие личности, способной к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самопознанию, самовосприятию, самоадаптации и самореализации.

Все это предполагает переход от предметно- и личностно-знаниевой дидактической системы образования, к практико-ориентированной, компетентностной системе взаимодействия педагога и ребенка, которое имеет свои отличительные особенности и принципы.

Отличительной особенностью компетентностного подхода от знаниево-ориентированного, является: соответствие целей (активная социальная адаптация, самостоятельный выбор жизненной позиции, продолжение профессионального образования, самообразованиие и самосовершенствование), направленность (объединение навыковой, интеллектуальной и эмоционально-ценностной составляющих образования), интегративность (объединение в единое целое соответствующих знаний, умений, опыта деятельности в определенной сфере и личностных качеств в достижении поставленной цели).

Главная задача образования состоит в том, чтобы научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблемных ситуаций в соответствии с общими принципами компетентностного подхода, которые заключаются:

  • в наличие базовых знаний, умений, навыков как основы образования;
  • в создании условий для формирования опыта деятельности;
  • в получении не второстепенных, а необходимых и важных знаний, т.е.
    направленных на то, что уже проверено временем и является основой;
  • в развитие способностей самостоятельно, на основе полученного
    опыта, принимать решения при выполнении определенного действия;
  •  в гуманном отношении к каждой личности; в оценке результатов
  • обучения основанной на анализе уровня сформированности компетенций.

Заложенные в компетентностный подход принципы должны в итоге обучать и воспитывать самостоятельных, уверенных в себе личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни и реализации своих потенциальных способностей быть субъектом своего физического, психического и социального развития.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)