Прямые измерения общего отношения

Самый простой способ измерить общее отношение потребителя относительно объекта (торговой марки, магазина, класса товаров и т.д.) — это спросить респондента, нравится он ему или нет. Нет точных критериев, по которым производится оценка. Респондентов просто просят ответить “да” или “нет”, и их ответы используются для определения отношения к марке.

Если интерес направлен на попытку оценить степень отношения, то этот вопрос можно оформить в виде шкалы. Например, респондента могут попросить выразить, насколько ему нравится товар по шкале, проградуированной от “очень нравится” (1 пункт) до “совсем не нравится” (7 пунктов).

При этом могут использоваться другие выражения, такие как “отличный—скверный” или “хороший—плохой”. Джордж С. Дэй (George S. Day), профессор из университета в Уортоне, например, предложил шкалу из семи пунктов. Он показал, каким образом сегменты шкалы могут использоваться для определения того, будет ли отдано предпочтение данному объекту и будет ли он приниматься во внимание при возникновении ситуации потенциальной покупки.

Важно выяснить, связаны ли отношения с выбором марки и поведением на рынке Очевидно эти отношения должны измеряться таким образом, чтобы они максимально соответствовали предсказываемому поведению. Даже при правильно проведенном измерении положительные отношения к марке не всегда приведут к факту покупки.

Человек может положительно относиться к товару и все же у него не появится желание либо возможность его приобрести. Многие подростки очень положительно относятся к автомобилям Porsche, но мало кто из них становится их покупателем. К тому же частные события во время покупки и/или импульсивное поведение могут свести на нет краткосрочные прогнозы продаж, составленные на основании измерения отношений, которое проводилось незадолго до момента покупки.

В качестве третьего примера можно привести случай, когда потребитель в конце концов может купить товар, не вызвавший у него благосклонного отношения, если он почувствует, что другие люди, такие как эксперты, или группа специалистов настоятельно рекомендуют его и находятся от него под сильным впечатлением. 

Однако если вышеперечисленные случаи являются, скорее, исключениями и не доминируют на целевом рынке или его сегменте, то должна существовать прочная связь между отношением и покупательским поведением при покупке. Элвин Эченба-ум (Alvin A. Achenbaum) продемонстрировал, что отношение потребителя к продукту и уровни его потребления ассоциируются в нескольких категориях потребительских товаров. Для каждой из этих четырех марок процент использования марки сильно связан с отношением к ней.

В соответствии с некоторыми недавно проведенными исследованиями связь между отношениями и покупательским поведением получается сильнее при получении потребителем более “прямой” информации относительно марки (такой, которую получают при непосредственном пользовании): тогда потребитель чувствует себя более уверенным в процессе формирования отношения к марке, что, в свою очередь, непременно повлияет на принятие решения о покупке.

Информация о марке, полученная через рекламу, является менее “прямой”. Однако повторное воздействие рекламы может дать потребителю дополнительную информацию о марке, что, в свою очередь, повышает степень уверенности в процессе формирования отношения к ней и, таким образом, повышает его влияние на поведение при покупк.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)