Отражение культурной информации в оценочном компоненте лексического и фразеологического значения
С сигнификативным, денотативным, образным компонентами значения связан оценочный компонент. По словам Н. Н. Болдырева, специфика оценочной категоризации заключается в том, что «тот или иной объект не причисляется к какой-либо естественной категории его онтологический категориальный статус при этом не анализируется.
Ему приписывается соответствующее положительное или отрицательное качество или характеристика». Оценочный компонент является наиболее сложным в семантической структуре.
Оценка складывается из ряда компонентов. К основным относятся:
- субъект оценки, то есть тот, кто оценивает. В качестве субъекта оценки может выступать отдельно взятое лицо, лингвокультурная группа или социум. Языковая личность обладает национальным характером, особенности которого могут влиять на выбор объекта и оснований оценки;
- объект оценки, то есть предмет, лицо, событие, которым приписывается определённая ценность. В объекте выделяются оцениваемые признаки (аспекты). Объект оценки культурно маркирован, так как выбор того или иного явления или признака для оценки указывает на его актуальность для лингвокультурной общности. Так, в ХІХ в. объектом оценки становилось умение девушки прясть и ткать (к 14 годам она должна была овладеть этими умениями). Неумение это делать было объектом оценки: неткаха “девочка, не умеющая выткать кросны”, бесподставочная “девочка, не умеющая поставить стан без подсказки матери”. Очевидно, что основания оценки в каждую культурную парадигму могли быть разными. Так, в ХІХ в. десятилетняя девочка должна была уметь доить корову, готовить, стирать, мыть посуду, прясти нитки, вязать сено, присматривать за малышами;
- сама оценка: абсолютная (хорошо, плохо, безразлично) или сравнительная (лучше, хуже, равноценно);
- основание оценки (та или иная культурная установка, стереотип).
Основание оценки может быть культурно маркированным, так как составляющие её ментальные категории могут иметь культурно обусловленную природу.
Объектом оценки становится признак участия/неучастия человека в коллективном труде, особенно важный в годы первых пятилеток для советских людей.
Изменение идеологем может привести к тем же процессам в оценочном компоненте единицы. Так, если в советское время зачения слова домохозяйка имело отрицательную оценку, то в начале ХХ века – положительную.
- Лингвокультурный типаж
- Культурная специфика текста
- Лингвокультурные аспекты дискурса
- Лингвокультурные аспекты синтаксиса
- Вспомогательные лингвокультурные явления в морфологии
- Основные лингвокультурные явления в морфологии
- Лингвокультурные аспекты словообразовательного значения
- Вербализация культурной информации словообразовательными макроединицами
- Культурно-когнитивный потенциал производного слова
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу