Особенности исследования ролей в организации
Профессор Комаров Е. И. в 1998– 2002 гг. провел исследование ролей, исполняемых руководителями, работающими в социальных организациях разных регионов РФ. Методология исследования имела прагматическую ориентацию, или нахождение таких подходов, которые позволили бы оценить количество ролей, качество их исполнения, предпочтения и возможности совершенствования профессиональной деятельности.
Какие роли приходится выполнять руководителю? Какое сочетание ролей отражает специфику занимаемой должности и данной структуры?
В предлагаемой ниже таблице перечисляются типичные роли, исполняемые руководителями разной структурной принадлежности и уровней управления.
При этом необходимо:
- отметить любым знаком роли, которые Вам приходится исполнять в занимаемой должности;
- оценить частоту исполнения отмеченной роли во второй колонке. При этом цифра “1” означает эпизодическое исполнение роли; цифра “2” – периодическое; а цифра “3” – постоянное исполнение;
- определить роли и сделать соответствующую отметку в третьей колонке, которые бы Вы хотели исполнять лучше;
- выбрать роль/роли, которую/которые Вам нравится исполнять больше всего, и сделать соответствующую отметку в четвертой колонке;
- указать в пятой колонке с помощью какого-то знака роль или роли, которые лично Вам даются с большим трудом.
Руководителям предлагалось произвести самооценку исполнения ролей по четырем признакам:
- частота исполнения (цифра “1” – эпизодическое исполнение, “2” – периодическое, “3” – постоянное);
- роли, которые хотелось бы исполнять лучше;
- роли, которые нравятся больше всего;
- роли, которые даются с большим трудом.
При этом следует отметить два важных обстоятельства.
Во-первых, для практической деятельности характерны самые разнообразные ситуации, выход из которых находится благодаря ролям, которые способен исполнять руководитель.
Во-вторых, количество ролей – один из показателей требуемой компетенции применительно как к отдельной должности, так и подразделению в целом. Когда возникает необходимость в исполнении той или иной роли, практическая деятельность востребует соответствующие знания, навыки или умения. Роль не возникает сама по себе – она появляется в соответствии с определенными потребностями.
- Ролевая концепция Г. Минцберга
- Лидерский континуум Р. Тенненбаума и В. Шмидта и теория эффективного лидерства Ф. Фидлера
- Стиль руководства и эксперимент Курта Левина
- Содержание беседы и условия ее эффективности
- Зарубежные методики стимулирования персонала социальных учреждений
- Измерение как альфа и омега управления
- Форматы измерений
- Измерение мотивации и стимулирования персонала
- Проблема коммуникации в конфликтных ситуациях
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу