Организационно-управленческие технологии

Организационно-управленческие технологии играют значи­тельную, даже порой решающую роль в осуществлении задуманной социально-культурной программы, проекта, в проведении диагностических или экспертных исследований. Это и понятно, поскольку правильная организация и эффективный менеджмент являются условиями успешности проведения большинства соци­ально-культурных мероприятий.

В классическом менеджменте организация рассматривается как одна из основных функций наряду с планированием, мотива­цией и контролем. Каждая из функций жизненно необходима при проектировании и реализации социокультурных и арт-проектов.

При этом планирование обеспечивает основу для достижения главной цели – создания и реализации проекта, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических задач проекта.

Под термином «организация» философы подразумевают:

  • структуру, т.е. качество деятельности организации, а так­же степень упорядоченности системы (количество учреждений, организаций) и ее соподчиненность;
  • определенную субъективную деятельность по достиже­нию, обеспечению определенного результата (организация как процесс);
  • социальное учреждение, институт или их совокупность, призванные обеспечить соответствующую их функциональным особенностям деятельность.

Если «организация» рассматривается как учреждение, то она представляет собой внутреннее взаимодействие, согласованность, соподчиненность отдельных его частей в единое целое. В учреждении как организации происходит объединение сотрудни­ков, включенных в единый процесс по реализации главных целей на основе принятых правил и процедур.

При разработке арт-проектов всегда присутствует организа­ционный этап, т. е. этап создания определенных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельно­сти учреждения культуры, арт-фирмы, арт-менеджера и исполни­телей проекта.

Через организаторскую деятельность, т. е. распре­деление обязанностей и объединение задач и компетенций, про­исходит целенаправленное управление отношениями в учрежде­нии, на фирме при работе над арт-проектом.

Исследователь проблем культурно-досуговых технологий, наиболее близких к арт-технологиям, А.Д. Жарков, рассматривая организацию культурно-досуговой деятельности как часть техно­логического процесса, привязывает ее к функциональным осо­бенностям социально-культурной сферы, выделяя в организации:

  • оптимальное упорядочение всех элементов технологиче­ского процесса в учреждениях социально-культурной сферы, их четкую взаимосвязь;
  • рациональную структуру управления социально-культурной деятельностью;
  • взаимодействие организаторов социально-культурных ак­ций с посетителями.

Однако в практической деятельности все не так просто. В ходе организации своей деятельности специалистам, работаю­щим в сфере культуры, приходится сталкиваться с многоцелевы­ми и многовариантными ситуациями, требующими порой незамедлительного разрешения, применения открытых новейших технических средств и инновационных технологий, к которым должны быть готовы организаторы.

Следует учитывать и то, что большое количество участников социально-культурных акций (многочисленные и разножанровые творческие коллективы), ра­ботников культуры – организаторов мероприятий, различного рода управленцев требует согласованности действий, управления ими из одного центра, владеющего всей информацией о подго­товке и проведении мероприятия, а также целенаправленных дей­ствий работы с аудиторией.

Вопросы организации социально-культурной деятельности вызывают определенный интерес еще и потому, что в ее ходе уч­редителям и организаторам приходится решать не один ряд про­блем.

С одной стороны, необходимо формализовать основные процессы деятельности, но так, чтобы эта формализация не явилась тормозом для творческой составляющей социально-культурной деятельности, а с другой – организаторы должны по­нимать, что социально-культурная деятельность невозможна без активной самодеятельности всех участников процесса.

Именно поэтому А.Д. Жарков, рассматривая понятие «организация куль­турно-досуговой деятельности», видит в ней особый процесс. В нем (организационном процессе) представлена совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, где каж­дый этап включает в себя определенный набор целенаправлен­ных действий, которые также осуществляются в определенной последовательности.

В.З. Дуликов рассматривает организацию социально-культурной деятельности как систему действий субъектов соци­ально-культурного процесса, направленных на достижение опре­деленного позитивного результата, и протекающий во времени процесс, который охватывает все стадии подготовки и проведе­ния социально-культурного мероприятия.

Организационная деятельность арт-менеджера тесно связана с управленческой и имеет в своей основе общие и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно выделить общие цели по достижению позитивного результата. Различает же их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношении между специа­листами, тогда как организация основана на взаимодействии как между специалистами-организаторами, так и рядовыми участни­ками – посетителями мероприятий, а также представителями ши­рокой общественности, подключенной к реализации проекта.

Организация представляет собой взгляд на проблему изнут­ри, тогда как управление – взгляд, как правило, сверху.

Управле­ние деятельностью предполагает определение стратегических пу­тей реализации общего плана, кадрового, материального и фи­нансового ресурса, тогда как процесс организации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели.

Процесс организации деятельности решает следующие за­дачи:

  • определение кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели;
  • установление связи меж­ду участниками социокультурного процесса;
  • координация их действий.

В организации как технологическом процессе наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-культурной деятельности.

Среди них:

  • ситуационный принцип, который проявляется в степени, характере и пределах организационного воздействия в зависимости от ситуации, собственно организации и самоорганизации;
  • принцип партнерских, основанных на субъектно-субъектных связях отношений, проявляющийся в признании рав­ноправия участников социокультурного процесса;
  • принцип постоянного действия организационного факто­ра, который выражается в степени участия организатора в социо­культурном процессе (активная фаза, фаза равноправного участ­ника или фаза наблюдателя).

Функция организации состоит в том, чтобы свести воедино всех специалистов, занятых в разработке и осуществлении проек­та, определить миссию, роль, ответственность, подотчетность каждого из них. В процессе организации структурируется работа и формируются подразделения, исходя из размера предприятия, целей и проектного объема работ, технологий и персонала.

Существует ряд принципов, которыми необходимо руково­дствоваться арт-менеджеру в процессе выполнения организаци­онной функции независимо от масштабов арт-проектов:

  • определение и детализация целей учреждения, фирмы, оргкомитета, которые выявлены в ходе проектирования;
  • определение видов деятельности, необходимых для дос­тижения выявленных целей;
  • разделение труда между специалистами и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
  • координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение руководителя и подчинен­ных, круга обязанностей, сроков исполнения, видов отчетности, главного менеджера или директора;
  • единство целей деятельности, где каждый член организа­ции работает на общее благо, никто не имеет права работать против целей организации;
  • размах менеджмента, включающий определенное число подчиненных (руководители высшего звена управляют не более десятком подчиненных, руководители низшего звена могут кон­тролировать большее количество сотрудников).

Таким образом, организацию как важнейшую функцию управления мы можем понимать, с одной стороны, как структурную систему в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, а с другой – как процесс, в ходе которого разрабатывается и создается проект и сохраняется структура учреждения, фирмы.

Понятие «управление» наиболее универсальное и применя­ется в тех случаях, когда решаются задачи перевода процесса воздействия на систему или личность с целью перевода их в но­вое качество на основе присущих этой системе объективных законов. Управление можно рассматривать в статике как систему организаций, представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, коорди­нации и осуществления контроля за деятельностью всех элемен­тов организации на различных уровнях.

Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждени­ем культуры регионального или местного подчинения осуществ­ляет директор, который нанимается, назначается или избирается на эту должность в соответствии с уставом учреждения.

При формировании штата негосударственного учреждения культуры руководство этим учреждением осуществляет его учредитель или попечительский совет, утвержденный учредителем.

Определение штатного расписания и формирование штата учреждения зависят от содержания его деятельности, определен­ного уставом, наличия финансовых возможностей, людских ре­сурсов.

Наибольшее распространение в технологиях арт-менеджмента получила функциональная система управления, по­строенная исходя из задач конкретного учреждения, фирмы или отдельного проекта. В самом обобщенном виде ее можно пред­ставить так: дирекция фирмы, маркетинговый сектор, сектор свя­зей с общественностью и рекламы, художественно-творческий отдел, финансово-экономический отдел, оформительские и творческие мастерские.

Интересно
В зависимости от задач, решаемых учрежде­нием в целом или в конкретных социально-культурных проектах, Система может расширяться, уточняться, дробиться. К примеру, режиссерско-постановочная группа творческого проекта может включать следующее штатное расписание: арт-мененджер, глав­ный режиссер, режиссер-постановщик, автор сценария, балет­мейстер-постановщик, композитор, художник по костюмам, ху­дожник по свету, звукорежиссер, редактор, стилист, директор проекта, менеджер, главный администратор, менеджер по связям с общественностью, коммерческий директор.

Если рассматривать управление в динамике, то оно пред­ставляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения по организации процесса деятельности.

В арт-программах и арт-проектах процесс управления также достаточно сложное образование, поскольку оно вбирает в себя содержательную сторону деятельности, организацию и техноло­гии. Содержание процесса управления определяется сущностью, целями и задачами, принципами, методами, функциями, специ­фикой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Организационная деятельность и технологические разработки в арт-индустрии определяются на базе содержательных основ и понимания сущности управления.

Успешная управленческая деятельность зависит от систем­ного подхода к решению поставленных задач, который включает:

  • планирование предстоящей работы, правильную поста­новку и ранжирование целей социально-культурного процесса по степени важности;
  • четкую расстановку кадров, установление гармонических связей между подсистемами и их регулирование, оперативность и координацию между звеньями и направлениями социально-культурной деятельности;
  • налаживание системы оперативной информации внутри учреждения и эффективной обратной связи с активистами и участниками мероприятий;
  • всесторонний и глубокий анализ деятельности, своевре­менную помощь в предупреждении и ликвидации выявленных недостатков;
  • создание условий для внедрения новейших технологий, научной организации труда в деятельность сотрудников учреждения и активистов;
  • создание особого психологического климата, условий для успешной деятельности коллектива, изменение отношений и моти­вации внутри коллектива сотрудников и участников мероприятий;
  • стимулирование стремления сотрудников к постоянному повышению квалификации, профессиональному росту, творческой активности.

Организационно-управленческие технологии, широко при­меняемые в арт-проектах, имеют достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанные стороны: функциональную, структурную, информационную.

Проекты крупномасштабных акций реализуются на основании распоряжений городских властей с организацией охранных зон, схем барьеров безопасности и разработанной системой и форма­ми аккредитации и пропусков. Значительную нагрузку несут рекламно-информационные службы, отвечающие за рекламные ро­лики, афиши, рекламные растяжки, рекламные интервью в СМИ.

Каждый элемент системы существует, функционирует и развивается на основе решения определенных целей и задач в целом, и в то же время элементы системы приобретают новое каче­ство и новое значение. Этот процесс характеризуется постоянной сменой состояний, изменениями связей между элементами сис­темы, обусловленными целями и задачами возрастной или социальной группы.

Системный подход предполагает сознательное и планомер­ное управление всем процессом.

При этом формулирование глав­ной цели влечет за собой следующие действия:

  • выявление главной стратегической цели;
  • выявление частной промежуточной цели;
  • определение и планирование задач;
  • определение путей и сроков решения задач;
  • распределение ресурсов;
  • выделение средств и определение методов решения;
  • организационные действия;
  • выполнение решений;
  • осуществление контроля и коррекции;
  • достижение цели.

Организационно-управленческие технологии в деятельности арт-менеджера имеют ряд особенностей, которые проявляются в том, что:

  • содержание деятельности арт-менеджера настолько емко и разнообразно, что позволяет использовать все богатство видов и форм управления;
  • в этой отрасли имеются большие возможности для со­трудничества с другими сферами, привлекая значительные средства различных финансовых доноров на основе взаимного интеpeca (формирование репутации и имиджа фирмы, проведение рекламной кампании и т.п.);
  • в данной отрасли все более широко применяются методы конкуренции за осуществление коммерческих проектов, получение бюджетных и внебюджетных средств;
  • социально-экономическая ситуация в стране привела к из­менению механизмов хозяйствования, которые теперь основываются на самостоятельном поиске новых механизмов управления;
  • управление коммерческими и некоммерческими проекта­ми потребовало от менеджеров освоения новых знаний и умений не только в сфере культуры и искусства, но и в области управле­ния, экономики и права.

Организационно-управленческие технологии предполагают жесткое распределение обязанностей, соблюдение иерархии под­чиненности и контроля, основанной на правовых документах, регламентирующих трудовые права и обязанности.

К ним отно­сятся также материалы и документы, отражающие как содержа­ние организационно-административной деятельности того или иного проекта, так и его структуру, штатное расписание и финансирование. Хозяйственно-экономическое управление проектами включает систему ресурсного обеспечения – финансы, штаты, размеры заработной платы, виды поощрения или наказания, ма­териально-технические ресурсы.

Поиск источников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных задач и требует от организа­торов проведения анализа по выявлению первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ).

Проведение та­кого анализа будет способствовать принятию обоснованных ре­шений по осуществлению государственной поддержки проекта и привлечению спонсорских средств частных лиц и благотвори­тельных организаций.

Организационно-экономическое сотрудничество бизнеса в осуществлении социально-культурных программ и проектов принимает разнообразные формы, которые оформляются догово­рами, оговаривающими взаимовыгодные условия. Это могут быть закупки оборудования и инвентаря, учреждение премий, стипендий, гонораров, призов, грандов и т.п. со стороны представителей бизнеса, тогда как руководители проектов обязуются способствовать формированию положительного имиджа спонси­рующей организации или продвижению ее товаров.

Форма патронажа предполагает финансовое и организаци­онное покровительство на стабильной и долговременной основе. Фонды поддержки и развития учреждений культуры, попечи­тельские советы представляют различные льготы и прерогативы для реализации проектов (помещения, финансовые средства и т.п.).

Форма благотворительности (фонды, сообщества) является своеобразной филантропией и демонстрирует акт свободного во­леизъявления при оказании поддержки проекта, не требуя каких-либо обязательств со стороны руководства проекта.

Отдельные социальные фонды становятся активными уча­стниками разработки и осуществления социальной политики региона и их приоритетов, организуют лоббирование проектов и обеспечивают высокий стандарт их организации. Такой социаль­ный посредник требует определенных затрат – около 10% стои­мости проекта.

Интересно
Широко применяется и такая форма поиска финансово-материальных средств поддержки проекта, как фандрайзинг, ко­торой осуществляется через непосредственные или письменные контакты организатора с потенциальным донором. Главная со­ставляющая успеха фандрайзинга – привлекательность проекта, его коммерческая или имиджевая сторона (реклама, связи с об­щественностью, донорство), а также престижность участия доно­ра в проекте, подтверждающего или продвигающего его социаль­ный статус.

Формирование у доноров чувства сопричастности, ответст­венности за реализуемый проект, ознакомление их с перспективами совместной деятельности, информация о проводимых меро­приятиях, приглашение на совместные заседания, рассылка биле­тов, программ, приглашений способствуют выстраиванию долго­временных отношений. В социально-культурной сфере практикуются платные мероприятия в поддержку проектов – балы, ве­чера, презентации, конкурсы, марафоны, аукционы, конферен­ции, благотворительные обеды. Они создают рекламу проектов и доноров, способствуют привлечению к благотворительной дея­тельности новых организаций.

Управленческие планы конкретного проекта или организа­ции разрабатываются в зависимости от содержания, видов деятельности, уровня принятия решений, сроков исполнения.

Не менее важна в организационно-управленческих техноло­гиях и выстроенная система контроля, в задачи которого входит выявление успешного опыта деятельности и недостатков, кото­рые проявились в период реализации проекта. Этому способству­ет учет, который осуществляется в четырех видах: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский, творческий.

Текущий учет предполагает оценку как качественной, так и количественной стороны деятельности (объем выполненной работы, количество мероприятий, посетителей, их состав, списки коллективов, принимающих участие в проекте, доход и т.п.). К отчету прилагаются документы, подтверждающие проделанную работу: программы, билеты, сценарии, сметы, фото- и видео­продукция, квитанции и другие документы, раскрывающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий, отзывы посе­тителей, рецензии СМИ, экспертные оценки специалистов. Акты о приеме подтверждают сдачу проведенной работы заказчику и объединяют качественные и количественные показатели.

Привлекательной формой, демонстрирующей уровень про­деланной работы, являются отчеты коллективов, отдельных исполнителей, учреждений и организаций, фестивали, конкурсы, дни культуры местного или федерального масштаба.Статистические отчеты составляются на основе данных, по­лученных от учета текущей работы, по особой табличной форме.

Система контроля осуществляется в нескольких видах:

  • ве­домственный, представляющий контроль со стороны вышестоя­щей организации – учредителя;
  • государственный – со стороны государства через ревизионные органы;
  • общественный – со сто­роны общественных организаций (профсоюзов, творческих сою­зов, средств массовой информации), а также контроль со стороны граждан.

Контролю подвергаются документы (законы, приказы, рас­поряжения, планы, инструкции, нормы и нормативы), материально-технические средства и проведенные финансовые операции.

Организационно-управленческие технологии строятся на основополагающих требованиях, предъявляемых к корпоратив­ной культуре организаторов проекта как важной составляющей формирования и утверждения образа фирмы и конкретного про­екта
.

Корпоративная культура находит свое отражение в стиле управления (ритмичности, равномерности в распределении заданий и сроков исполнения); культуре общения (разрешении и профилактике конфликтов); формах управления внутри проектной жизни (традициях, ритуалах, внешних символах), информационном дизайне (аббревиатуре фирмы, проекта, знаковых и графических символах, одежде сотрудников, слоганах, звуковых и музыкальных сигналах, запахах и т.п.).

Возможным является принятие системы запретов на внешний облик и систему взаимо­отношений внутри коллектива и другие требования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)