Медико-психологические проблемы в работе сестры детского отделения

Детский стационар начинается с приемного отделения. Сестра приемного отделения первая встречает поступающих больных детей и их родителей. Работа в приемном отделении требует от нее соответствующих профессиональных и человеческих качеств. Она должна быть собранной, уметь быстро оценить состояние ребенка, иметь доброе сердце и умелые руки. Сестре следует позаботиться, чтобы мать не чувствовала себя лишней или мешающей: задать ей несколько вопросов, выслушать ответы, попросить распеленать ребенка, подержать его при осмотре. Это участие уменьшает беспокойство матери и сразу вводит в режим совместной с ребенком жизни в стационаре.

Прием и первичный инструктаж матери в отделении проводит опытная сестра, способная с первых минут найти общий язык с матерью, для которой госпитализация является мощным психотравмирующим фактором. После первичного инструктажа мать и ребенок передаются на попечение постовой сестры, которая знакомит мать с распорядком работы отделения, объясняет правила ухода за больным ребенком. У матери необходимо выработать сознательное отношение к выполнению режимных моментов, всеми возможными средствами снять или уменьшить остроту психического напряжения. Недостаточно успокаивать ее словами, следует создать условия для полноценного отдыха, питания, на конкретных фактах убедить, что ребенок получает необходимое лечение и уход. Матери легко улавливают признаки искреннего и душевного отношения к ребенку и внешне почти незаметные симптомы равнодушия. Замеченные недочеты в действиях медицинских работников воспринимаются болезненно, иногда в гиперболизированном виде.

Много проблем возникает при госпитализации ребенка без матери. В данной ситуации эффективность ухода в большой степени зависит от психологического воздействии сестры на больного. Проблемы маленького ребенка связаны с переживанием разлуки с родителями, адаптацией к новому окружению и обслуживающему персоналу, соседству с тяжело больными детьми, иногда воспоминаниями о палате интенсивной терапии или хирургической операции, представленностью самому себе, чувством заброшенности. Сила воздействия на ребенка чувства разлуки с родителями различна и определяется возрастом, развитием ребенка, его отношением к матери, причиной ее отсутствия. Относительно короткое расставание у большинства детей вызывает скоропреходящие реакции. Другое дело, когда ребенок попадает в необычную для него обстановку надолго. Острое потрясение проходит три стадии: первая – протест и паникоподобное беспокойство, вторая – отчаяние, депрессия, апатия и замкнутость, третья – покорность, когда ребенок успокаивается и становится контактным. Длительность каждой стадии индивидуальна. В тяжелых случаях последствия могут проявляться и после выписки ребенка в виде неврозов и расстройства поведения. Следует помнить, что болезнь вызывает не только остановку в развитии, но и возращение к более младшему возрасту. Психологические нарушения можно свести к минимуму, а психогенные факторы исключить с помощью профилактических мероприятий, смягчающих процесс адаптации к больничной обстановке. Атмосфера доброжелательности, активного сотрудничества с пациентом и его родителями – основа психологического воздействия на ребенка. Следует избегать излишних перемен в окружающей ребенка обстановке, смены персонала, стремиться к формированию контакта с ребенком и его связи с новой средой. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка в больнице, прибегая к обману, насилию, уловкам. После того как мать ушла, сестра обязательно должна заняться маленьким пациентом: поиграть с ним, расположить к себе. Хорошее отношение помогает преодолеть неприятности, связанные с лечением.

Любое диагностическое и лечебное вмешательство окажется более психотравмирующим, если будет осуществлено внезапно и без подготовки, с приемами грубого насилия и принуждения. С целью снижения психотравмы целесообразно использовать простые приемы психотерапии: разъяснить смысл и значение процедуры, необходимость спокойно и терпеливо ее перенести, соблюдать принцип «словесной асептики» – не ранить неосторожной фразой или словом психику ребенка и его родителей. Соблюдение лечебно-охранительного режима в отделении не менее важно. Нарушение его персоналом иначе, как безнравственной акцией, не назовешь: недопустимо бесцеремонно будить невыспавшихся детей и измерять им температуру, громко разговаривать, включать свет в палатах, несвоевременно укладывать детей спать, забывать проветривать помещение, вынуждать маленьких пациентов длительно ожидать выполнения процедур, нерационально распределять больных без достаточного учета тяжести их состояния и возраста.

В уходе за больными детьми следует больше внимания уделять тяжелым больным. Выполняя неприятные процедуры, не следует проявлять отрицательных эмоций, высказывать в присутствии больного и его матери жалобы на трудности своей профессии. Большое психоэмоциональное напряжение и значительные физические нагрузки испытывает сестра, ухаживающая за детьми, прикованными на долгое время к постели, либо за ребенком с неизлечимым заболеванием. Теряя навыки самообслуживания, тяжело больные дети становятся беспомощными, теряют веру в выздоровление; у них появляется подавленное настроение, отмечается негативизм по отношению к медицинскому персоналу. Уход за такими детьми труден, но сестра должна найти душевные силы поддерживать в ребенке веру в исцеление, тактично уводить от мрачных мыслей, оказывать психологическую помощь родителям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)