Маркетинг и менеджмент в издательском деле
Маркетинг включает в себя анализ конъюнктуры товарного рынка, предпринимательскую деятельность, связанную с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
Иными словами, новые для российской экономики термины маркетинг и менеджмент означают управление и организацию издательского дела в условиях рыночной экономики на основе научно экономического анализа ситуации на рынке готовой продукции.
Для эффективного анализа книжного рынка и принятия правильных управленческих решений при производстве продукции и ее реализации следует учитывать отличительные особенности книжной (вообще — печатной) продукции и ее товарного обращения. По М.М. Хайкину, они таковы:
- Моральное старение — признак, имеющий отношение ко многим видам продукции, но в неизмеримо большей степени к печатной (естественно, к периодическим изданиям в первую очередь).
- Низкая взаимозаменяемость (уникальность) продукции — очевидно, что книга не является предметом, который в продаже можно заменить другим.
- Сложность оценки спроса — не так просто прогнозировать спрос на книгу и, тем более, оценить значение, ценность ее частей.
- Трудность распространения вследствие разветвленности, многочисленности и различия ассортимента продукции и возможности ее доставки реальному адресату.
- Слабый износ — возможности долгого срока реализации (занимает мало места, при твердом переплете долго не портится, может быть возобновлена путем перепечатки без особых хлопот, продаваться еще долго в системе букинистической торговли и пр.).
- Относительная легкость перемещения, транспортировки, хранения.
Н.Д. Эриашвили к этому добавляет: самое главное и единственное, что отличает книгоиздание от других видов бизнеса — это наличие уникальной фигуры автора.
В издании газет маркетинг и менеджмент имеют свои особенности, связанные с периодичностью выпуска, спецификой в технологии производства и распространения, организации производства.
В успешном маркетинге, бесспорно, значительную роль играет рекламная деятельность и продвижение (промоушн) уже готового товара на рынок. В принципе эти виды деятельности взаимосвязаны по целям и конечному результату.
Серьезное издательство занимается рекламой своей продукции беспрерывно. Виды издательской рекламной работы весьма разнообразны. Попробуем перечислить основные из них.
Реклама издательской продукции на уровне плана редакционной подготовки и тематического планирования. Для этой цели составляются аннотации, содержащие рекламную информацию о каждом издании, которые включаются в план редподготовки и план выпуска литературы издательства на год.
Реклама в подписных каталогах, каталогах книжной торговли и на подписных открытках – осуществляется накануне и после выпуска печатной продукции в свет.
Реклама в средствах массовой информации. Осуществляется в течение всех этапов издательского процесса — от планирования до реализации. Издательства и книготорговые организации организуют специальные передачи и программы на радио и телевидении, рубрики в журналах и газетах, корреспонденции, сообщения о выпуске книг, объявления о продаже и подписке, рецензии на вышедшие книги.
Все виды рекламы, в особенности последний, а также специально организованные акции способствуют промоушну.
Реклама в России осуществляется на основе Федерального закона о рекламе от 1995 г. с добавлениями и изменениями, внесенными в 2001 г. Теория и практика рекламной деятельности освещена во многих монографиях зарубежных и российских авторов.
- Социальные и технологические проблемы издательского дела
- Статистический анализ Российского книгоиздания
- Особенности Российского книжного рынка
- Авторское право в издательском деле
- Международная стандартная нумерация книг
- Выходные сведения в издательской продукции
- Материалы для полиграфических работ
- Единицы измерения издательской продукции
- Требования к оформлению рукописей и оригиналов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу