Кризисы и факторы риска
Классификация факторов должна соответствовать следующим характеристикам.
К ним относятся:
- определять возможные угрозы экономически безопасной деятельности фирмы;
- выявлять причины возникновения нежелательного развития событий на предприятии;
- оценивать предваритель но масштаб возможных последствий проявлений того или иного фактора;
- анализировать возможности управления кризисной ситуацией на фирме;
- изыскивать способы предотвращения кризисных ситуаций или способствовать уменьшению затрат на ликвидацию последствий кризисных ситуаций;
- формировать информационную базу для принятия управленческих решений с учетом возможных кризисных ситуаций;
- разрабатывать методические рекомендации по выявлению факторов, формирующих кризисные ситуации.
Под классификацией понимается распределение всей совокупности факторов на конкретные группы в соответствии с определенным признаком, положенным в основу группировки, для достижения поставленных целей управления.
Наиболее распространенной является группировка факторов риска по признаку их проявления, т.е. в зависимости от сферы возникновения выделяют внутренние факторы и внешние. Данная классификация является самой распространенной и общепринятой.
К внешним факторам риска можно отнести:
- политические;
- общеэкономические;
- социально-экономические;
- природно-естественные;
- научно-технические и др.
Эти факторы складываются объективно, они связаны с состоянием внешней среды. Фирма должна учитывать их влияние при разработке общей стратегии развития.
Целесообразно выделять группу факторов, которые характеризуют непосредственное окружение предприятия (микроуровень):
- покупатели;
- поставщики;
- инвесторы;
- общественное мнение;
- государственные организации (налоговые, статистические, регистрационные и др.);
- конкуренты.
Данная группа факторов характеризует как объективные процессы, которые складываются независимо от фирмы, так и субъективные моменты, отражающие результаты управленческих решений.
Внутренние факторы характеризуют непосредственно деятельность фирмы.
К ним можно отнести:
- коммерческие;
- производственные;
- управленческие;
- работу с персоналом;
- финансовую деятельность;
- инвестиционную и инновационную деятельность.
Возможность отрицательных событий, связанных с этими факторами, формирует риск деятельности фирмы. Каждый из них может стать причиной кризисной ситуации на фирме.
Быстрая реакция на состояние и изменения окружающей среды, а также изменения внутри фирмы предъявляет новые требования и к организации структуры управления, стилю управления, схемам принятия решения. Фирма должна сохранять гибкость и постоянную готовность к изменениям.
Сравнение указанных типов организации управления представлено в табл. 2.1.
Главными в таких структурах управления становятся коммуникации и сотрудничество, вовлеченность в постановку проблемы и решение проблем, открытость информации, минимальная иерархия в культуре, мотивация, адаптивность и партнерские отношения, антикризисная направленность деятельности. Формируется интегрированная фирма, где установлены горизонтальные информационные связи, используются передовые ИТ, позволяющие координировать ее работу с работой поставщиков, потребителями и партнерами1.
По результатам обширных исследований деятельности фирм, переживших упадок, была разработана модель стадий упадка (рис. 2.3).
Фирма не сразу подходит к кризису и распаду. Очень важно своевременно выявить причины упадка и стадии этого процесса. Определение признаков упадка фирмы на ранней стадии, быстрое реагирование на эти изменения могут оградить фирму от четвертой стадии — кризиса, когда исправить положение достаточно трудно, и фирма неизбежно приходит к пятой стадии — упадку, когда утрачивает все свои позиции и репутацию.
Исходя из данного подхода, антикризисное управление рассматривается не как управление в период кризиса, а как управление, способное предвидеть кризис, противодействовать и готовиться к нему в зависимости от причин его возникновения, смягчать его протекание и последствия.
Антикризисное управление подготавливает фирму к изменениям, которые неизбежны в современных условиях бизнеса. Фирма должна быть готовой к реализации изменений: формировать перспективное мировоззрение персонала и менеджеров, побуждать людей к изменениям, руководить этим процессом.
Необходимо отметить, что в последние годы сложилось научное направление — теория конфликтов, где причиной кризисов рассматриваются конфликты сторон.
Оперативная внешняя среда, как отмечалось выше, состоит из таких элементов окружающей среды, с которыми фирма непосредственно взаимодействует и которые прямо влияют на деятельность фирмы. В ряде случаев их называют непосредственным окружением фирмы, или микросредой (рис. 2.4).
Каждый из этих элементов непосредственного окружения формирует потребности и интересы сторон. В последние годы сформировался подход к фирме с учетом интересов отдельных социальных групп — стейкхолдеров.
Концепция «заинтересованной стороны» компании развивалась в контексте теории агентов и социальной ответственности
компании с точки зрения участников бизнеса.
Теория агентов основывается на том, что в управлении компанией происходит разделение ролей акционера (собственника) и менеджера (агента). Основой для формирования риска является то, что интересы собственника и менеджера могут не совпадать; интересы собственника могут игнорироваться; в результате могут возникнуть противоречия и конфликты.
Государственные регулирующие органы заинтересованы в соблюдении законов и выполнении распоряжений, а также в честной конкуренции.
Общественность формирует мнение о фирме, ее положении в обществе, отношение к выпускаемой продукции, а также к менеджерам и собственникам фирмы.
Потребители формируют доход фирмы, полученный от реализации продукции, работ и услуг. Они определяют спрос на товары и услуги, их качественные характеристики, возможные цены.
- Варианты осуществления трансграничной процедуры в несостоятельности ЕС
- Финансовое законодательство о банкротстве
- Антикризисное управление в Южной Корее, Малайзии и Тайланде
- Антикризисное управление в Японии
- Международные подходы к определению целей и задач систем несостоятельности
- Роль государства в антикризисном управлении
- Презентация плана антикризисных мероприятий
- Условия разработки плана антикризисных мероприятий
- Агрегация и консолидация информации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу