Активизация учебно познавательной деятельности
Определяющими условиями учебной деятельности как деятельности учения являются ее цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности школьников.
Успех в обучении часто зависит от правильного взаимодействия деятельности преподавания и деятельности учения, уровня познавательной активности и самостоятельности интереса детей к учению.
Познавательная самостоятельность — активный поиск, отбор (ориентировочные действия), оперирование способами для решения задачи, собственные пути к цели, критический подход к материалу, слияние стремления и умения действовать самостоятельно.
Активность и самостоятельность ученика будет зависеть от того, насколько содержание, способы выполнения задания побуждают к поиску заключенного в нем затруднения, вызывают интерес к содержанию или результату работы. Это достигается средствами активизации его учебного познания.
Активизация обучения — эта система действий учителя, создающего стимулы и побуждающего учащихся сознательно включаться в работу.
Активизация учения — это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных задач.
На учебно-познавательную деятельность младших школьников оказывают воздействие следующие показатели.
Наглядность — это окружающий мир, который действует на органы чувств в виде разнообразных сигналов (например, звук, тепло, вибрация).
Виды наглядности:
- зрительная наглядность (цвет, форма, величина, положение в пространстве);
- слуховая наглядность (виды звуков — шумовые и музыкальные; основные свойства звука: высота, длительность, громкость, тембр; виды слуха — звуко-высотный, мелодический, гармонический, тембровый, речевой и т. д.);
- кожно-тактильная наглядность (качества и свойства объектов окружающего мира. Например, плотность, вес, температура, шероховатость и т. д.);
- вкусовая наглядность (сладкий, кислый, горький, соленый);
- наглядность обоняния (различие запахов);
- опосредованная наглядность (внутренний эмоционально-образный и духовный мир ребенка. Например, фантазия, образные представления, мечта);
- экспериментальная, искусственная наглядность (лабораторные опыты, упражнения);
- символическая наглядность (опорные сигналы, звуковые системы, схемы, модели, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, «язык» искусства).
Успешность обучения зависит от мотивации, которая определяется системой стимулов (поощрение, наказание) с целенаправленным воздействием на эмоционально-волевую сферу ребенка (интересы, чувства, желания, готовность и т. д.).
Познание ребенка должно опираться на опосредованную наглядность (воображение, фантазия, воспоминание), которая представлена внутренними конкретно-зрительными образами. Поэтому с первого дня пребывания ребенка в школе все словесные описания необходимо переводить в опосредованную (внутреннюю) наглядность (решать задачи о пешеходах в графическом виде, через рисунок и т. д.).
Активизация учения может зависеть от введения внутрипредметных и межпредметных связей. Внутрипредметные связи способствуют опережающему ознакомлению детей с новым материалом или изучению содержания одного учебного предмета крупными блоками. Межпредметные связи объединяют разнопредметный учебный материал на основе единства темы, объекта познания, общей проблемы.
Одним из путей активизации учебно-познавательной деятельности является использование проблемного обучения, где могут найти применение следующие методы: проблема, проблемная ситуация, проблемная беседа, проблемное изложение, проблемная задача.
Активизация может быть связана с творческой переработкой в сознании детей получаемой информации.
Особое внимание в обучении уделяется различным видам самостоятельных работ учащихся.
Чувственное познание и практическая деятельность взаимосвязаны между собой посредством организации и управления предметной деятельностью и общением, которые в одинаковой степени влияют на умственную, эмоционально-волевую и личностную сферы.
Такое единство в учебном познании дает возможность комбинировать и сочетать различные способы активизации по усмотрению учителя.
Здесь основной смысл управления учебно-познавательной деятельностью младших школьников состоит в том, чтобы пробуждать активность восприятия ребенка на уровнях чувственного познания и практической деятельности и переводить внешнюю информацию во внутренний план деятельности.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу